Совсем недавно мы провожали зиму, праздновали Масленицу. Мы знакомы с обычаями и обрядами русской Масленицы. А вот как встречали весну в средневековой Европе?!
Латинское "carnisprivium"(дословно - "отказ от мяса") превратилось в средневековом итальянском языке в "carnelevare". Расслышать в нём знакомое слово "карнавал" не сложно - под этим названием праздник, предвещающий наступление пасхального поста, известен по всей Западной Европе.
Масленица в средневековом написании выглядела как "vastelavent"-а отсюда уже рукой подать до эстонского "vastlapäev". Празднование Масленицы в ганзейском Ревеле (так раньше назывался Таллинн) начиналось за 40 дней до Пасхи-в воскресенье. Зачинателями торжеств выступали Черноголовые. Прямиком с церковной службы они направлялись к дому Братства Черноголовых и тотчас же над фасадом дома взвивался флаг: карнавальная неделя вступала в свои права.
Спустя несколько дней Масленица "въезжала" в город собственной персоной. Встречать "гостью" высыпал весь город. У распахнутых ворот играл оркестр. "Персона" (масленица) была скроена из холстины и набита соломой. "Въезд" Масленицы в город означал начало праздничных пиршеств. Одной только ратуше городской аптекарь был обязан поставить 64 фунта сладостей!
Желанными гостями были заморские купцы, а уж если через город проезжало какое-нибудь иноземное посольство, то жаловаться дипломатам оставалось разве что, на размер собственных желудков....
Неотъемлемой частью карнавального веселья считалось обряжение в костюмы животных. Маски животных были более популярны в деревнях. Что же касается бюргеров (зажиточных горожан), то они предпочитали рядиться в нечистую силу. Популярнейшим был костюм чёрта. Изъясняться ряженому полагалось исключительно языком жестов или, в крайнем случае, пением без слов.
Масленичное веселье невозможно представить без музыки, пения и танцев. Особой популярностью во время Масленицы пользовался в приморских городах Западной Европы особый танец с мечами. Исполнять его полагалось почти исключительно корабельному люду, причём иноземному. Принимать участие в пляске женщинам было запрещено.
(Изображений средневекового Ревельского карнавала не сохранилось. Но картина Питера Брейгеля "Битва Поста и Масленицы" позволяет почувствовать его дух.)
В последний праздничный вечер на Ратушной площади вспыхивал костёр: в знак прощания с зимой горожане зажигали...ёлку. Не свечи на её ветвях, а само дерево-это было что то вроде жертвы уходящим холодам и метелям. Вокруг пылающей ели исполнялся последний танец, а после полагалось угощение. Переход к посту символизировали рыба и горох. Все блюда в этот вечер сдабривались изрядным количеством перца и дорогих восточных пряностей-они тоже считались одним из символов поста.
По материалам газеты "Столица"
No comments:
Post a Comment